Пылающий жираф копирайтерского вдохновения

Данный пост образовался в блоге почти совершенно случайным образом. Планировал сегодня разместить тут развернутый ответ для одной из своих читательниц на тему: «Куда посмотреть в Интернете, чтобы найти первую тысячу убиенных енотов для собственного кармана», но, десять тысяч извинений, сделаю это завтра. Сегодня же спасибо Анне Шиповской за передачу эстафеты на тему копирайтерского вдохновения. С удовольствием принимаю. Поехали!

Во-первых, о жирафах. Мое глубокое ИМХО, но если в рекламном тексте где-то на втором плане образовался этот зверь, копирайтер может немедленно направляться в сторону ванной комнаты за мылом, держа в своих мозолистых от частого стучания по клавиатуре руках крепкую капроновую веревку.

Рекламный текст должен быть простым, как кирзовые сапоги, понятным, как мешок картошки и эффективным, словно рессора от трактора «Беларусь». А вот если внутри такого текста тусуются самовольно образовавшиеся животные – это досадный промах копирайтера.

Такой жираф в рекламном тексте, все равно, что обнаженная барышня на рекламном плакате гвоздей, металлопроката или автосервиса. Да, все это имеет место быть, только что-то подсказывает мне, что эффективность подобных рекламных объявлений ниже любого плинтуса.

Во-вторых, если говорить о текстах не рекламных, а, например, постах в блог, то появление жирафа тоже может быть совершенно некстати. Сам наступил на такие грабли в посте «Что копирайтер может узнать на родительском собрании первоклассников». Речь в нем вроде бы шла все о том же рекламном тексте, а большинство комментариев я получил по поводу жирафа по имени «Современное образование в начальной школе».

В-третьих, поисками жирафов, как правило, занимаются не те, кто создает тексты, а те, кто их читает, особенно в силу профессиональных обязанностей. Ну, скажите, разве тот же Александр Сергеевич, когда писал своего «Онегина» думал, что создает «энциклопедию русской жизни»? Разве Михаил Юрьевич, написав «На смерть поэта», вступил в «схватку с самодержавием»? А хотел ли быть Лев Николаевич «зеркалом русской революции»? Очень сомневаюсь!

Подобные ярлыки навесила на них банда неудавшихся писателей во главе с неистовым  туберкулезным  Виссарионом. Самим же классикам, я так подозреваю, было глубоко фиолетово, зеркалами чего они на самом деле являются. Им было просто в кайф складывать слова в предложения, вымарывая ненужные строчки.

Вот и замаячил ответ на очередной вопрос: так что же такое вдохновение? Это такое состояние человека пишущего, когда все, что он делает – ему в кайф. Да, бывает иногда сложно резвиться на полянке, сплошь заставленной красными флажками, где заказчик написал необходимые ключи и их словоформы. Но, между прочим, иногда получается. Особенно, если заказчик попадается вменяемый и понимает, что некоторые словоформы в любом предложении будут смотреться как коровье седло на свободолюбивом северном пингвине.

А самое большое и кайфовое вдохновение приходит тогда, когда и полянка не огорожена, и можно выпустить на нее всех демонов. Разом. Вот после того, как они на ней травку пощиплют, разомнутся и порезвятся – получаются самые клёвые тексты. Иногда они, конечно, имеют отношение к тому же самому копирайтингу, но чаще всего – нет. Это уже что-то из области, которую все мы привыкли называть «литература».

Между прочим, о том, что же такое вдохновение, как и откуда оно появляется, я задумывался еще в далеком 2006 году. И пришел к выводу, что двигаться в сторону того самого пресловутого вдохновения часто приходится не в направлении «к», а в направлении «от». Да что я в самом деле, вот, сдуваю пыль с этюдика на эту тему:

Белый лист

Белый лист, пустота и страх.

Насмешливо мигающий в ночной темноте монитор. Бездушный белый лист. Электронная версия.

Пустота и страх.

Никто не знает, что можно увидеть за бумажным горизонтом. Схватить там это «что-то» за шкирку и притащить сюда. Выпустить на свободу всех демонов разом. Что скрывается за линией, где реальность превращается… превращается…

Кстати, а во что она там превращается?

Тривиальная тыква в сверкающий Феррари, безжалостный Терминатор в скромного олигарха в тюремной робе, а голодные и злые вампиры в преуспевающих менеджеров в костюмах от Версачи?

Часы пробили двенадцать. Золушки сомкнули строй на серых панелях мегаполисов, в портовых кабаках алеют бородавчатые носы одиноких старух-алкоголичек, а из толстых телефонных справочников уже вырваны нужные адреса.

Какой сегодня будет эта пресловутая «реальность»? Тебе решать!

Пустой белый лист. Так и просится штамп «девственно чистый». Да нет, просто пустой. Пустой, словно мозг новорожденного. Ни одной примитивной мысли.  И что родим? А рядом, всегда рядом ехидный внутренний голос, весьма неприятный тип, эдакий Антимуз.

Музу с ее арфой, или какую она там с собой гитару таскает, все более-менее представляют. Каждый, конечно, по-своему. Самые продвинутые толкуют, что барышни в природе не существует. Есть только непосильный труд. Врут однозначно! Все только и надеются когда-нибудь с этой тетей  крепко закорешиться. Наступит тогда автору вечное Щастье. Зато про Антимуза молчат, но сто процентов знают, вот именно, ЗНАЮТ, а не догадываются о его существовании. Только молчат. Потому что… да просто молчат. Стесняются, наверное, признать, что он есть. Как тот суслик. В траве его не видно, но он есть. Так и этот Антимуз с вечно дымящейся сигаретой, банкой джина в руке и орущим на полную мощность магнитофоном на плече с голимым негритянским рэпом или другим каким-нибудь не менее потрясным шедевром типа «Черные глаза, черные глазаааа…»

Белый лист. Пустота и страх.

Как начнем?

Ну, давай так:

«В некотором царстве, в некотором государстве…» Блин! Банально и затерто до дыр.

И Антимуз тут как тут:

- Помнишь, как в том мультике «Ох уж эти мне сказочники!» И пошел мужик за елкой.

Ладно, прав, про мужика не будем. А про что будем? А… вот! Эврика!

«В неприступных скалах, где-то на окраине мира, недалеко от таинственного города Урюпинска жил-был под деревянным мостом злобный тролль…»

— Классно! А чего он там под мостом делал? И какие на хрен скалы? У тебя мост через речку лежит или через горное ущелье? Во-первых, под Урюпинском и гор-то нет, а, во-вторых, если мост через ущелье, то троллю до него, ох, как тяжело добираться будет! Он пока наверх доковыляет, все твои добрые положительные герои через этот мост уже десять раз проедут. Или пройдут. А может, этот мост уже лет двести не видел ни пешехода, ни всадника?  Тогда твой злобный тролль давно помер, если не с голоду, то от скуки!

Да посиди ты тихо в уголке, джина попей! Хорошо, про тролля не буду. А как тебе вот это:

«Солнечный луч освещал толстый слой пыли на полированной, когда-то дефицитной стенке.

- Скорее, вставай! – торопил он, безжалостно сдергивая одеяло.

Вставать не хотелось. Хотелось нащупать под кроватью нож для колки льда, и …»

- Хм… Интригует. Только знаешь, где-то уже что-то такое  было. По-моему, за эту историю кто-то даже Оскар отхватил.

Елы-палы! А чего же не было?

— Кто тут писатель? — Фальшиво, но громко напевает: «Черные глаза, черные глазаааа».

Слушай! Ты реально достал! Может, свалишь или заткнешься хоть ненадолго?!

— Ладно, муторно тут с тобой сидеть, какой-то ты нервный и необщительный, — Демонстративно зевнув, Антимуз уходит, прихватив орущий магнитофон и початую банку джина.

Белый лист. Пустота и страх.

Глубокая ночь, точнее, раннее утро.

Так с чего начнем?

21-27 июня 2006г. Краснодар

В общем как-то так…

Кому передать факел, чтобы поджечь пятнистую шкурку зазевавшегося жирафа, совершенно не представляю. Но буду искренне признателен любому желающему, готовому его забрать, пока он не начал жечь мне пальцы :-)

Белый лист

Белый лист, пустота и страх.

Насмешливо мигающий в ночной темноте монитор. Бездушный белый лист. Электронная версия.

Пустота и страх.

Никто не знает, что можно увидеть за бумажным горизонтом. Схватить там это «что-то» за шкирку и притащить сюда. Выпустить на свободу всех демонов разом. Что скрывается за линией, где реальность превращается… превращается…

Кстати, а во что она там превращается?

Тривиальная тыква в сверкающий Феррари, безжалостный Терминатор в скромного олигарха в тюремной робе, а голодные и злые вампиры в преуспевающих менеджеров в костюмах от Версачи?

Часы пробили двенадцать. Золушки сомкнули строй на серых панелях мегаполисов, в портовых кабаках алеют бородавчатые носы одиноких старух-алкоголичек, а из толстых телефонных справочников уже вырваны нужные адреса.

Какой сегодня будет эта пресловутая «реальность»? Тебе решать!

Пустой белый лист. Так и просится штамп «девственно чистый». Да нет, просто пустой. Пустой, словно мозг новорожденного. Ни одной примитивной мысли. И что родим? А рядом, всегда рядом ехидный внутренний голос, весьма неприятный тип, эдакий Антимуз.

Музу с ее арфой, или какую она там с собой гитару таскает, все более-менее представляют. Каждый, конечно, по-своему. Самые продвинутые толкуют, что барышни в природе не существует. Есть только непосильный труд. Врут однозначно! Все только и надеются когда-нибудь с этой тетей крепко закорешиться. Наступит тогда автору вечное Щастье. Зато про Антимуза молчат, но сто процентов знают, вот именно, ЗНАЮТ, а не догадываются о его существовании. Только молчат. Потому что… да просто молчат. Стесняются, наверное, признать, что он есть. Как тот суслик. В траве его не видно, но он есть. Так и этот Антимуз с вечно дымящейся сигаретой, банкой джина в руке и орущим на полную мощность магнитофоном на плече с голимым негритянским рэпом или другим каким-нибудь не менее потрясным шедевром типа «Черные глаза, черные глазаааа…»

Белый лист. Пустота и страх.

Как начнем?

Ну, давай так:

«В некотором царстве, в некотором государстве…» Блин! Банально и затерто до дыр.

И Антимуз тут как тут:

- Помнишь, как в том мультике «Ох уж эти мне сказочники!» И пошел мужик за елкой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus

Комментарии (4) на “Пылающий жираф копирайтерского вдохновения”

  • Анна Шиповская:

    Браво-браво :)
    Публичное аутодафе африканскому зверю признано состоявшимся))
    И хотя по сути мы придерживаемся разных точек зрения, сам пост очень хорош и поэтичен.

    Но… Дмитрий! Чем же вам так не угодила глубина текста? Мне кажется, жирафа можно найти не только с помощью литературоведческого анализа) А с помощью чувств… Например, намек — разве не жираф? И разве ему нет места в рекламном тексте? Речь не идет о том. чтобы весь текст строить на намеках, но немного глубины явно не помешает.

    Вы сами в понравившемся мне посте про ГК говорили о глупости и примитивизме большинства одностраничников… так не стоит ли добавить им привлекательности для людей с мозгами хоть одним интересным жирафом?.. Меня бы это привлекло на месте читателя.

  • Дмитрий Косенко:

    Спасибо, Анна, за комментарий!

    Впрочем, совсем вы меня озадачили. Теперь еще осталось либо вспомнить, либо понять, что такое это самое «ГК», про которое вам так понравилось :-)

  • Анна Шиповская:

    Дмитрий! Это (шепотом) г**курс! О видеокурсах речь была)))))

  • Дмитрий Косенко:

    Ага, я вспомнил, когда увидел вчера ссылку в вашем твиттере :-)

Оставить комментарий

Подписка

Понравился блог? Подпишитесь на обновления!

Подпишитесь на RSS Присоединяйтесь ко мне в Twitter`е

Ваш email адрес:

Мои друзья
Слова, слова